пятница, 22 мая 2015 г.

Особенности съемки натюрморта

Здравствуйте, дорогие наши читатели!

Наш дизайнер Александра подготовила для вас интересную статью, передаём ей слово!
 
Посмотрите на картинку: перед вами стол, ваза с цветами и пара яблок на кружевной салфеточке. Как это все можно называть одним словом?


Правильно, друзья, это НА-ТЮР-МОРТ!

Несколько дней назад вышло наше очередное задание, посвященное этому жанру фотоискусства, и сейчас, чтобы подстегнуть вашу фантазию и помочь сделать максимально интересные кадры, мы подготовили для вас небольшую статью. Присаживайтесь поудобнее, не стесняйтесь, берите со стола яблочки и – внимательно читайте! 

Натюрморт (от французского nature morte, то есть «мертвая природа») - жанр совершенно особенный, потому что через статичные неодушевленные предметы способен показать настоящие живые эмоции, передать настроение. Такие снимки радуют зрителя выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объемной формы, фактуры, цветов предметов, лаконизмом композиционного решения, четкостью светового и тонального рисунка. И даже более того – средствами натюрморта возможно пересечь невидимую грань «живое-неживое» и многое поведать о человеке при отсутствии в кадре его самого.




Передать настроение, обстановку, предшествующее щелчку фотокамеры действие - непросто. Здесь вам пригодятся и знание принципов построения композиции  (о которых мы рассказывали вам в нашей предыдущей статье), и работа со светом, и грамотное использование имеющегося пространства. Вот несколько советов, которые наверняка помогут вам сделать удачные кадры: 
1. Хорошее настроение и наличие свободного времени – первое важное условие! У вас должно быть время подумать, внимательно рассмотреть и скомпоновать предметы, расставить их (а, возможно, и не один раз!), и будет очень хорошо, если в это время вас никто не будет отвлекать и торопить :).


2. Определитесь с темой натюрморта. Основой сюжета может стать предмет, случайно попавшийся вам на глаза, или это будет более обдуманная и осознанная композиция, но в любом случае постарайтесь сделать ее законченной, не скучной, используйте дополнительные декоративные элементы, но в то же время и не перегружайте ими. 


3. Компонуя предметы, думайте об их совместимости (по цвету, форме, смыслу). Детская игрушка на кухонном столе может смотреться неряшливо, а зубная щетка рядом с цветком – нелепо. Всегда старайтесь добиться диалога предметов в композиции, представьте, что они разговаривают о чем-то и чем больше у предметов общего – тем интереснее получится у них диалог. 


4. Прежде чем начать съемку, после постановки сюжета, обойдите несколько раз вокруг всей композиции и выберите наилучший ракурс объектов съемки. 


5. Играйте со светом, чтобы добиться максимальной выразительности и объема изображения. Получить разные свето-теневые эффекты можно, используя в качестве отражателя или источника света совсем, на первый взгляд, не подходящие для этого предметы: маленькое зеркало, фольгу для выпечки, целлофан, металлические листы и другие отражающие поверхности. Свет можно пропустить через полупрозрачные предметы, сквозь бутылку, вазу, пакеты и пр. Используйте контрасты, чтобы выделить определенные предметы и добавить кадру художественности. 


6. Не ленитесь использовать штатив и большие выдержки. 


7. Используйте разные фоны для достижения разных задач. Так, например, однотонный гладкий фон сфокусирует все внимание на объекте съемки, а сложные шероховатые фактуры будут немного отвлекать, перетягивая часть внимания на себя. Черный бархат и вообще любые темные поверхности поглощают свет и хорошо подходят в качестве фона для размещения небольших композиций. 


8. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты. Вы ж яблоки уже съели? Тогда оглянитесь вокруг, и вы найдете множество предметов, достойных быть частью вашего кадра: мебель, одежда и обувь, кухонная утварь, рабочие инструменты, детские игрушки… 


9. Ловите объективом не композицию, а настроение. Настроение – это мысли и чувства автора, это его сообщение зрителю. 


10. Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идее, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников эпохи Возрождения или современных фотографов. 


11. Не спешите разбирать композицию сразу после окончаия съемки, вначале отсмотрите все фотографии на компьютере, возможно, на большом экране они будут смотреться совсем иначе. И если что-то в них не нравится… не удаляйте, а снимайте снова и снова – ведь ваши натурщики не устают и выдержат еще ни один час съемки! :) 


12. И самое главное: не бойтесь экспериментировать! Ведь правила для того и созданы, чтобы их нарушать :))
Фото Галины Чириковой "Этюдик с тюльпанами" 

Друзья, мы надеемся, что наша статья будет вам полезна, а теперь – немедленно фотографировать!!! Мы желаем вам сделать потрясающие натюрморты, которыми вы будете гордиться и восхищать других! 






При написании статьи мы использовали материалы следующих сайтов:

6 комментариев:

  1. Спасибо за интересную статью!!! Натюрморты шикарные!!! Любуюсь..:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, большое спасибо за отзыв, очень рада, что статья показалась интересной! ;))
      С нетерпением жду ваши натюрморты!

      Удалить
  2. Саша спасибо огромное за такую нужную статью, очень доступно!!!! и вдохновительно!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, спасибо! Ура-ура, очень рада, что удалось вдохновить! Значит, мои усилия не напрасны!

      Удалить
  3. Спасибо! Очень красивый и познавательный пост!
    >>наличие свободного времени – первое важное условие! У вас должно быть время подумать, внимательно рассмотреть и скомпоновать предметы, расставить их (а, возможно, и не один раз!), и будет очень хорошо, если в это время вас никто не будет отвлекать и торопить :)
    Эх....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даааа... Именно поэтому этот пункт стоит самым первым ))))

      Удалить