среда, 15 апреля 2015 г.

Принципы композиционного построения фотоснимка.

Здравствуйте, уважаемые читатели!
 
Наш дизайнер  Cat...herine подготовила для вас замечательную статью. 
Так что передаем слово ей.
 
Много законов и основополагающих принципов фотография почерпнула из живописных традиций, к примеру, атавизмом осталась ретушь. Известно, что первыми фотографами были художники, которые вообще не стремились создать ничего, претендовавшего на искусство, это было просто изучение нового технического процесса. Исходя из этого, стал возможен разговор о том, что фотография вобрала в себя множество законов композиционной организации. Естественно, это получился чуть адаптированный вариант, но тем не менее, чтобы ещё раз подчеркнуть преемственность, я считаю возможным обратиться к вопросу композиционной работы над фото снимком.

На строение снимка влияют 15 пунктов: 
 
1.Знание действительности
 
Для чего фотограф идёт на съёмку; что ему понадобится. Ведь не может, к примеру, художник пригласить модель для постановки и забыть купить кисточку. Так и фотограф заранее должен оценить обстановку, погодные условия, подготовить аппаратуру.
 
2.Замысел
 
С точки зрения идеи предстоящая съёмка должна быть детально проработана и спланирована. Фотограф должен полностью отдавать себе отчёт в том, как именно будут выглядеть кадры. Будут они одиночными, серией или репортажем. Каковы будут позировки, тем более, если предполагается съёмка движущихся объектов. 
 
Rena Effendi
 
Из серии «Жизнь вдоль трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан» 
 
  3.Понятность подачи
 
Принято считать, что мнение автора превыше всего. Только ему одному должно быть понятно. Что он делает и зачем он это делает. Но если этот автор претендует на то, чтобы быть понятым, то ему следует задумываться о методах репрезентации своей деятельности. Не обязательно, чтобы предметы, запечатлённые в кадре, были узнаваемыми или реалистичными. Главное, чтобы читался общий замысел данного снимка. 
 
Lewis Wickes Hine
 
Poor Home, New York City Tenement
1910
 
4.Направление съемки
 
Это по большей части касается съёмки движения. Представим себе ситуацию, в которой стоит задача снять бегущего или идущего человека. Если съёмка будет произведена в фас, то вряд ли представится возможность разглядеть какую-либо динамику. 
 
Miguel Rio Branco
 
Из серии «Blue Tango»
1984
 
5.Момент снимка
 
Опять-таки, данный пункт относится к движущимся предметам. Но также не меньшую роль момент съёмки играет для фотографий, где акцент делается на освещении.  
 
Yves Klein
 
Leap into the Void
1960
 
6.Величина и форма кадра
 
Каждый кадр должен иметь возможность быть редактируемым. Это касается не только ретуши, но также и композиционных решений. Зачастую горизонтальные, панорамные снимки можно улучшить, переведя их в вертикальный формат или вовсе изменив угол наклона изображения. Величина кадра сосредотачивает внимание и облегчает познание. Усиливает впечатление и правдивость изображённой действительности. 
 
Lana Shche

Из серии люди в противогазах
 
7.Величина освещения
 
Освещение является важнейшим фактором, влияющим на качество изображения и задумку автора. Чем более скудное освещение, тем сложнее снимать, но существуют известные методы, при помощи которых можно с этим бороться. К примеру, можно выбрать более светочувствительную плёнку или в случае цифровой камеры матрицу. Также нередко применяются штативы и определённая оптика. Но здесь стоит обратить внимание на то, что скудное освещение может являться изначально необходимой для данного кадра. 
 
Alfred Steiglitz
 
From the Back Window, 291
1915

 
Ansel Adams

Озеро Моно. Белые ветви и облака.
Калифорния, 1947

 
8.Действующие мотивы – движение и стойка
 
Данный  параметр касается съёмки объекта в движении, мимики лица человека, быстрота производимых действий. 
 
Richard Avedon

Marian Anderson
1955

 
9.Окружение
 
Перед съёмкой точно должны быть расставлены приоритеты того, что должно получиться в конечном счёте. Чем больше снимок насыщен различными деталями, тем интереснее на него будет смотреть. В пейзажной фотографии вопрос окружающий обстановки гораздо более сложен, ежели в портретной и тем более в студийной. Раскладка кадра на планы не всегда зависит от желания фотографа, поэтому обращать внимание нужно на каждую деталь.
В портрете, если это творческая фотография, современные авторы пытаются найти интересные ракурсы съёмки, создать индивидуальный образ для модели. Иногда важно, чтобы фон и окружение были просто лаконичными и не имели никакой смысловой нагрузки. А может произойти в точности зеркальная ситуация, когда смысл снимка просто потеряется, если не показать окружающую обстановку. 
 
Unknown author
 
 
Raghubir Singh
 
Chess Players, Banaras Floods
1967, printed 1991


10.Разложение сюжета по плоскости снимка
 
Имеется ввиду экспозиция и фокус. Чёткие деления, привязки, членения, контрасты эмоций и среды. Выделение объекта снимка за счёт резкости и контраста отдельных деталей. 
 
Henri Cartier-Bresson
 
Valencia, Spain 1933
 
 
11.Впечатление. Пространство
 
Ритмика объектов в кадре, оценка световых и цветовых пятен. Нередко мы встречаем кадры, где автор строит целую серию работ на игре падающих теней, которые создают великолепнейшую ритмику. Также пространство можно организовать в геометрические фигуры, такие как ромб, круг, треугольник или вовсе выстроить диагональ.
Впечатление пространственности даёт ощущение правдивости и реальности, перенося зрителя в центр изображаемого действия и среды. Зритель будто начинает наблюдать за действием глазами фотографа. 
Александр Родченко
 
Сбор на демонстрацию на площади перед Институтом искусства и Технологии и Искусства
1928

 
12.Солнце – направление и способ освещения
 
Освещение делится на 2 вида : искусственное и естественное. Об этом разговор шёл выше. Здесь же, хотелось бы отметить, что когда съёмка проводится в помещении при искусственном освещении и в кадр попадает окно, то всё пространство за пределами окна всегда будет гораздо холоднее по тональной составляющей. Направление и способ освещения влияют на расчленённость и форму предметов, подчёркивают фактуру и внешний вид, создавая общую гармонию снимка. 
 
Nan Goldin
 
Nan and Brian in Bed, NYC 1983
 
 
13.Тень
 
Тени, отбрасываемые объектами могут помочь подчеркнуть определённый объём или движение. Но также они могут помешать, чаще всего это тени на лице в портретной фотографии. Когда мы смотрим на объект невооружённым глазом, то не замечаем этого, но за счёт большей контрастности в кадре и акцента только на лице, тени становятся очень заметными и подчас даже уродливыми. Бороться с этим конечно же возможно, выбрав определённое направление освещения. 
 
Umbo (Otto Umbehr)
 
Mysterium der Strasse, 1928

 
14.Соответствие содержания названию
 
Не всегда названия фотографий соответствуют содержанию изображённого, а зачастую даже мешают.
Проблема именования фотографий возникла по довольно понятным причинам. Если вспомнить о том, что вся фото индустрия берёт своё начало в живописи, то несложно проследить ряд заимствования.
 
15.Фотограф
 
Безусловно, если каждый фотограф будет чётко придерживаться всех вышеизложенных параметров съёмки и композиции, то всё равно их фотографии никогда не будут похожи друг на друга. 
Элементы композиции:
•Форма
•Цвет
Колорит снимка. Каждый раз, после завершения съёмки, перед автором встаёт проблема выбора. В том числе это касается и колористики снимка. Основной вопрос заключается в том, какую роль играет цвет для данного конкретного изображения. В изобразительном искусстве в цвете выполняется живопись, а в монохроме графика. Также и в фотографии приходится решать каким инструментом воспользоваться в данной ситуации : кистью и красками или же тушью и пером? Ответ, порой, затягивается на достаточно длительное время.
К примеру, Ирвин Пенн – один из основателей fashion фотографии, сделал своей авторской манерой изображение на чисто белом фоне контрастных предметов, чаще всего представлявшими собой силуэты. В то время как Ансель Адамс, мастер пейзажной фотографии делал потрясающие цветные работы. Представить его водопады без колорита просто не представляется возможным. 
•Объём
•Фактура
•Свет и тень
•Перспектива
Линейная перспектива характеризуется уменьшением размеров предметов (имеющих номинально одинаковый размер) по мере их удаления от точки съёмки. Все линии при этом будут стремиться сойтись в одной точке в бесконечности.
Воздушная перспектива основана на физических явлениях в природе. Даже в совершенно прозрачном воздухе лучи света рассеиваются молекулами воздуха. Наибольшее рассеивание происходит в коротковолновой части видимого спектра. Нередко фотографами используется время для съёмки во время воздушно-капельной дымки, такой как снег или дождь; водной дымки – туман; воздушно-пылевой – пыль, песчаные бури, а также искусственной дымки – пар, смог.
В попытках передать трёхмерность используется тональная перспектива.
•Ракурс
•Формат 
Горизонтальный, вертикальный, квадратный
•План
Общий, средний, крупный, сверхкрупный. Общий план является наиболее инертным, за счёт того, что в него включено слишком много объектов, порою совершенно не нужных для раскрытия замысла кадра.
•Динамика
Ритм, введённый в статичный снимок придаёт ей движение. Достигается это за счёт чередования форм, линий, пятен или определённых элементов.
При работе с диагональю важно учитывать, что движение из нижнего левого угла кадра в верхний правый будет подъёмом, а обратный ход из левого верхнего в правый нижний – траекторией спуска.
•Точка преподнесения изображения
Верхняя, нижняя, усреднённая
•Тональность
Светлая, нейтральная, тёмная

2 комментария:

  1. Отличная статья. Надо будет изучить все поподробнее. Задали дополнительный вектор тому, что я сейчас изучаю. Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Будут вопросы, обязательно задавайте - мы ответим=)

      Удалить