пятница, 5 декабря 2014 г.

Специфика оформления фотографий в багет

Для начала представлюсь. Меня зовут Катерина. Я окончила кафедру «Музейного дела и охраны памятников» Философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета. На протяжении всего времени обучения я занималась проблемами теории и философии фотографии в музейном пространстве. Моя дипломная работа была посвящена вопросам хранения и экспонирования фотографии в музеях. Далее я решила продолжить изучение заявленной проблематики в кандидатской работе. На протяжении последних трёх лет я занимаюсь оформительской работой в багетной мастерской. Сегодня я занимаю должность управляющей. Выше перечисленный опыт даёт мне право не кичиться успехами и регалиями, а здраво рассуждать о тонкостях оформления в багет непосредственно фотографических работ.

Данная статья будет посвящена правильному художественному оформлению фотографий в багет. Я раскрою нюансы при подборе оформления и укажу на типичные ошибки.

Наш разговор мы начнём с того, что определим жанровость нашего «объекта оформления». Безусловно, фотография относится к графическим работам. Графику мы по правилам оформляем в паспарту (однослойное или многослойное), ставим стекло, саму работу накатываем на основу, чтобы избежать волнистости, делаем багетную раму, закрываем задником и герметизируем.


В некоторых случаях мы можем обойтись и без паспарту, делая так называемое «авторское оформление». Но тогда мы скорее всего будем использовать багетные вставки или профиль “canvas” для того, чтобы «отодвинуть» багет от работы и дать больше воздуха.




 Теперь отдельно остановимся на каждом компоненте. Чаще всего оформление фотографии начинается с подбора паспарту. Как таковое паспарту призвано собирать работу и концентрировать внимание на самых значимых элементах и деталях. Тем не менее, мы не можем вытащить один из цветных листиков и наугад приложить к работе. Наиболее интересным оформление получится тогда, когда оно подобрано к дополнительным цветам в работе, т.е. к тем, которых меньше всего. Именно в этом случае ваше будущее оформление получится сложным и сбалансированным.




Самый простой вариант оформления в паспарту – это подбор нейтрального цвета с белым срезом – градация серого и зелёные оттенки. В этом случае удаётся добиться ограничения смыслового поля, но при этом вряд ли Вы сможете подчеркнуть какие-либо детали. Сразу скажу, что оформление чёрно-белых фотографий мы рассмотрим отдельно. 




Для создания акцентов мы добавляем второй и последующие слои паспарту. Здесь есть несколько вариантов – идти по принципу «тоннеля», т.е. соблюдая тоновую градацию или искать дополнительные контрастные оттенки, сочетающиеся между собой.



И в том и в другом случае, стоит учитывать потребности самой работы, которую ни в коем случае нельзя перегружать!

Если работа достаточно декоративна, то можно использовать ещё несколько интересных приёмов – заменить одно из паспарту на Bevel или попросту глубокое паспарту, на декоративный кант или же взять паспарту с цветным срезом.



Художественное оформление работы – это игра перекличек. Перекличек смысловых, эмоциональных, пластических или цветовых. Для всех этих выше названных понятий существуют оформительские инструментарии, отражающиеся в том числе и в многообразии паспарту. Ведь существуют не только гладко крашенные паспарту. Линейка паспарту включает в себя также бархатное и текстурное паспарту, которое может удачно подчеркнуть те или иные смысловые акценты изображения. В бархат можно оформить фотографии с большим обилием снега, ткани, детские фотографии или же фотографии пушистых животных. Текстурное паспарту подойдёт для работ, где важно подчеркнуть ту или иную текстуру, как бы тавтологично это ни звучало.




В Европейских традициях багетного дела существует девиз «Оформлять и защищать». Что это означает? Это означает, что помимо красоты, мы должны подумать о том, как наше будущее оформление поможет защитить работу в прямом смысле этого слова. Фотография, как мы знаем, очень сильно подвержена различного рода коррозиям, выцветанию и прочим воздействиям внешней среды. Поэтому для того, чтобы защитить работу, существуют специальные консервационные материалы. В том числе архивный картон для паспарту и антибликовое музейное стекло, позволяющее уменьшить вред от воздействия УФ лучей. Линейка оттенков архивного паспарту разительно отличается от обычной. Это происходит по причине того, что производители паспарту – европейские компании, ориентирующиеся на свой рынок, а в Европе никто не оформляет графику в обычное бумажное паспарту. Тем не менее, многообразие оттенков обычного паспарту всё равно позволяет очень достойно оформлять графические работы.
Теперь я предлагаю перейти к «подбору багета». Сначала определяемся какой багет нам нужен, исходя из его внешних характеристик:
- багет, с насыщенным декором
- багет со сложным профилем
- багет со сложной текстурной обработкой








Здесь мы отталкиваемся только от самой работы и от наших задач. Хотим мы сделать арт объект или хотим добиться максимальной лаконичности, хотим подчеркнуть какие-то детали или хотим сделать акцент на определённой эпохе, хотим сделать серию или галерейный вариант? При ответе на эти вопросы, у нас сложится представление о том, какой же багет выбрать. К современным работам хорошо подходит глянец любых цветов и оттенков, даже если этот цвет не будет присутствовать в самой работе. Также очень необычно смотрится багет со сложными профилями и текстурами. Из-за отсутствия ярко выраженного декора, он не берёт на себя много внимания и за счёт этого очень выгодно смотрится при оформлении. Декорированный багет можно использовать в оформлении соответствующих работ, а также в комбинации с современными профилями, при желании добиться эклектичного варианта.

По ширине багет подбирается исходя из законов графического оформления. Если фотография по своей претенциозности и стилистическим особенностям требует оформления в широкий багет, то ни в коем случае нельзя не следовать за этим. В широком багете необычно красиво смотрятся экстремально маленькие работы и изображения, наоборот, больших размеров. Фотографии средних размеров, таких как 20х30 и 30х40 можно оформлять в багет шириной 3-4 см, при этом не забывать о ширине полей паспарту, которые должны быть не менее 5 см.

На специфике оформления чёрно-белых снимков хочется остановится отдельно. Дело в том, что чёрно-белые фотографии – это не белая рубашка с чёрным пиджаком. И чёрный и белый имеют внутренние подоттенки. Они могут быть розовыми, фиолетовыми, синими, зелёными или уходить ближе к сепии. Таким фотографиям мы уделяем особое внимание при оформлении, потому что наша задача увидеть и подчеркнуть казалось бы невидимый дополнительный оттенок. На примере фотографий, представленных ниже мы поговорим о некоторых деталях при оформлении чёрно-белых фотографий.


Перед вами фотография пейзажа в Лиссабоне. Это изображение было снято на плёнку и поэтому мы сразу можем предположить, что вряд ли оно будет без внутренних дополнительных цветов. Тем более, что невооружённым глазом видно, что в фотографии преобладают коричневатые тональности. Соответственно мы подбираем паспарту, которое сможет придать глубину работе. В данном случае это умбра. Очень плотная по оттенку и глубокая по цвету. Также умбра обладает слегка зеленоватым отливом, но в целом, этот цвет относится к палитре «холодных». Холодные цвета помогают передать металлическую текстуру предметов, а основной коричневый оттенок прекрасно сочетается с общим тоном работы и акцентирует внимание на переднем плане, где изображено дерево. Далее переходим к подбору багета. Мой выбор упал на серый багет с красивыми фиолетовыми выкрасами. Благодаря его покрытию, он буквально «вбирает в себя» все рефлексы с работы и приобретает точно такое же коричневатое свечение, как и сама фотография.



Вот пример двух казалось бы на первый взгляд похожих фотографий. Но как только мы приложим к ним коричневое паспарту, но с разными внутренними оттенками, сразу видно, на сколько первая работа теплее по тону, чем вторая. Обращаю Ваше внимание на то, что на контрасте умбра смотрится почти что серым цветом. На данном примере мы видим как с помощью разных оттенков паспарту нам удалось сохранить и подчеркнуть индивидуальность каждой работы, но при этом объединить эту серию одним багетом. Такой приём часто используют оформители, когда требуется объединить какие-либо работы в одну серию. Также можно взять багет различный по цвету, но из одной серийной линейки.


Теперь к нашим двум работам добавилась ещё и третья, которая совсем отличается по цветовой палитре, и в добавок отличается по формату. На данном примере можно увидеть грамотное и завершённое оформление серии чёрно-белых фотографий. 

Каждый день оформители сталкиваются всё с новыми и новыми задачами, поэтому в данной статье не поднято ещё очень много вопросов, которые могут возникнуть. Но тем не менее выполнена главная задача, которую я себе ставила, когда задумывала эту статью - охвачен базисный круг информации, связанной с оформлением фотографий в багет. 

P.S. Чёрно-белые португальские пейзажи я привезла осенью 2012 года из Лиссабона. Может быть и у Вас есть тоже что-то памятное, что стоило бы оформить...?

Удачи вам в оформлении ваших работ и я очень надеюсь, что данный материал былв ам полезен. До новых встреч на просторах блога 'precious memories...'


5 комментариев:

  1. Девочки, я такое удовольствиее получила от изучения материала! Спасибо вам за такой интересный обзор! Такое послевкусие осталось, хочется рассматривать теперь багет и паспарту! очень благодарна за такой ценный материал!

    ОтветитьУдалить
  2. читала с удовольствием! Большое спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, очень интересно и познавательно, отдельное спасибо за бережное и тонкое отношение к фотографии.

    ОтветитьУдалить
  4. Катрин, не подбросите визуальных ссылок на варианты оформления ЧБ?

    ОтветитьУдалить
  5. Всем огромное спасибо за тёплые слова и положительные отзывы!

    Роман, я не совсем понимаю Ваш вопрос. Если Вас интересуют цветовые решения, то проще всего зайти на сайт http://color.romanuke.com/ и там Вы найдёте множество интересных подборок. Желаю Вам удачи в творческих поисках

    ОтветитьУдалить